В этой статье я расскажу какие есть параметры освещения и как управлять светом на фотографии через промты в Figma.
Для начала нам понадобится объект для экспериментов. Он должен быть не сложным и понятным для визуализации изменения освещения. Я выбираю шар, который известен всем кто маломальски учился рисовать.
Итак, подготовим шаблон сцены с шаром, который в дальнейшем будем использовать в качестве объекта для экспериментов.
Для этого используем промт:
White neutral ball on a gray background, realistic texture, photographic rendering, soft even lighting Перевод:
Белый нейтральный шар на сером фоне, реалистичная текстура, фотографическая визуализация, мягкое равномерное освещениеПолучаю результат:

Далее к изображению выше в Figma применяю функцию Edit image. К промту обязательно добавляю сохранение положения, фона и т.д.
Пример промта:
Preserve the background, shape, and position of the sphere. Soft sunlight coming from the right, subtle shadows on the left Перевод:
Сохраните фон, форму и положение сферы. Мягкий солнечный свет, падающий справа, и едва заметные тени слева.В этом промпте я изменяю только фрагмент, связанный с описанием освещения. Приводить примеры всех промтов не вижу смысла, так как это достаточно простое описание. Ниже иллюстрация с шестью вариантами генерации сфер, освещённых светом под разными углами.

Какие могут быть направления света.
боковой;
фронтальный;
верхний;
нижний;
контровой;
диагональный;
фоновый;
комбинированный.

Стоит знать!
Основной свет или рисующим играет центральную роль в построении кадра. Он задаёт форму объекта и определяет светотеневой рисунок, формируя базу для всей композиции. Как правило, кейлайт примерно в полтора раза интенсивнее вспомогательного света. Для более тонкой настройки контура и смягчения теней используют выравнивающее освещение.
Заполняющий свет служит для уменьшения глубины теней и добавления лёгких бликов, создавая более ровное и мягкое освещение сцены. Он отлично подходит для выделения объёма и подчёркивания особенностей формы предмета. Для этой цели применяют софтбоксы, отражатели и различные рефлекторные панели.
Фоновый свет направлен на подсветку заднего плана, чтобы объект съёмки чётко выделялся. В зависимости от задуманного эффекта фотограф выбирает между равномерной подсветкой, усиленным контрастом или акцентированием отдельных деталей. Такой свет особенно полезен, например, для подчёркивания подсвечника или картины в богато оформленной раме. Он также помогает убрать тени от основного объекта на фоне, делая кадр более аккуратным и выразительным.
Контровой свет располагают за моделью, чтобы подчеркнуть её силуэт. Он незаменим при съёмке на тёмном фоне или с тёмной одеждой, а также создаёт световые акценты в волосах, добавляя динамику и выразительность образу.
Моделирующий свет используют для выделения отдельных деталей объекта. Им можно подчеркнуть пряди волос, глаза или украшения, усиливая объём и добавляя изображению глубины.
Следующий параметр — это цвет света. Он задаёт настроение сцены:

тёплый свет;
холодный свет;
комбинированный;
цветной.
Пример промта:
Save the background, shape, and position of the sphere. The color is blue on the background. Light purple light on the left, red light on the rightПеревод:
Сохраните фон, форму и положение сферы. На фоне синий цвет. Легкий сиреневый свет слева, красный свет справаВажно знать!
Если свет тёплый, то тень будет холодная и наоборот.
Например:
при ярком солнечном свете в безоблачный день в тени могут присутствовать тёплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным;
если рисовать при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, появятся оттенки синего, фиолетового или даже зелёного;
в пламени костра или свечи, которые дают тёплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки.
Ещё у света есть параметр интенсивность и контраст.

Стоит знать!
Когда фотограф говорит о «качестве света», он почти всегда имеет в виду интенсивность света (мягкий или жёсткий свет) и контраст (насколько ярко различаются светлые и тёмные участки кадра). Эти два параметра определяют объём, настроение и восприятие фактуры.
Мягкий свет — это плавные градации, плавные переходы между тенью и светом, рассеянный свет, минимум резких границ, нежные блики. Такой свет создаётся при помощи больших источников света или рассеивателей (облака, софтбокс, отражатель).
В фотографии используется для портретов, предметных съёмок, и сцен с нежной атмосферой.
Жесткий свет — это яркие блики, резкие тени, резкие границы, глубокие тени, высокая детализация в светлых зонах. Он создаётся от маленьких или направленных источников (солнце, прожектор, вспышка без рассеивателя), хорошо подчёркивает текстуру и контуры формы.
Применяется для драматичных сцен, предметных съёмок, архитектуры, фэшн.
Низкий контраст — это приглушённая атмосфера, низкий контраст, мягкие тона, ненавязчивое освещение, атмосферное настроение, низкоконтрастное освещение, мягкие тона, приглушённый свет, рассеянный свет, сдержанные цвета, пастельная гамма, минимальные тени, размытые границы, атмосферная дымка, нежные градиенты. Разница между светлыми и тёмными участками минимальна. Изображение выглядит мягким, спокойным, атмосферным. Это часто достигается мягким рассеянным светом или лёгким туманом.
Применяется для создания мягкого, дружелюбного образа, предметной съёмки с акцентом на текстуру, для деликтной подачи, ретро-стилизаций, сказочных и мечтательных сцен, утренних пейзажей.
Высокий контраст — это резкие перепады света и тени, глубокие чёрные, яркие белые, драматичность, киношность. Изображение выглядит насыщенным, драматичным и выразительным. В фотографии это часто используется в киношных сценах или для передачи эмоционального напряжения.
Применяется в киношных, художественных, fashion, архитектурных и контровых съёмках для акцента на свете, тени и эмоции.
Пример промта:
Сохраните фон, форму и положение сферы. Освещение софтбоксом справа, тёплый мягкий рассеянный свет, плавные мягкие тени, низкий контраст, студийная фотографическая визуализация. Перевод:
Keep the background, shape, and position of the sphere. Warm soft diffused light from a softbox on the right, smooth soft shadows, low contrast, studio photographic rendering.И последний параметр работы со светом — это фотографический стиль. От него зависит не только настроение кадра, но и то, как воспринимается форма, текстура и глубина объекта.

Важно знать!
Нейронка не всегда корректно интерпретирует термины вроде свет Рембрандта так, как это может понять настоящий фотограф. Чаще всего управлять фотостилем мне удавалось только тогда, когда описание было подробным, без указания конкретного названия стиля.
Свет Рембрандта — это классическая схема освещения, при которой свет падает под углом сверху сбоку, создавая характерный маленький треугольник света на теневой стороне лица или объекта. Свет мягкий, но выразительный, подчёркивает форму и объём.
Применяется в портретной фотографии, для создания живописных и драматических сцен.
Замена на описание стиля: свет сверху сбоку, мягкий треугольник на тени (soft side-top light, low-key, warm tone, gentle shadow).
Освещение софтбоксом — это мягкое, равномерное освещение с минимальными тенями. Софтбокс рассеивает свет, создавая плавные переходы и естественные блики.
Это «чистый» свет без жёстких границ.
Используется для чистых и естественных сцен в студийная, предметная и beauty-съёмка, каталожные и рекламные изображения.
Замена на описание стиля: мягкое, равномерное, без теней (soft diffused light, studio, minimal shadows).
Киношный свет — это выразительное и контрастное освещение с художественным балансом тёплых и холодных тонов. Часто используется контровой свет, направленный луч или цветовые акценты, создающие эмоциональную атмосферу.
Идеален для создания атмосферы и эмоции в кинематографичных сценах, постерной и рекламной фотографии. Добавляет кадру глубину, драму и ощущение пространства.
Сплит-свет — свет делит объект пополам, одна сторона полностью освещена, другая в тени. Это создаёт максимальный объём и контраст, придаёт драму и графичность изображению.
Используется для смелых композиций, драматических портретов и сцен с акцентом на характере и силе света.
Замена на описание стиля: половина объекта в тени (hard side light, high contrast, dramatic).
Контровой или обводящий свет — источник света находится позади объекта, создавая светящийся контур по краям. Этот приём отделяет объект от фона, добавляет глубину и драматичность.
Применяется для модных, предметных и портретных съёмок, а также в киносценах, где важен визуальный акцент на форме и отделении от фона.
Замена на описание стиля: контурный свет сзади, сияние по краю (backlight, glowing edge, contour light).
Пример промта:
Preserve the background, shape, and position of the sphere. Soft warm light coming from above-left, gentle falloff into shadow on the right, dramatic and painterly atmosphere, low-key lighting, realistic photographic rendering.Перевод:
Сохраните фон, форму и положение сферы. Мягкий теплый свет, исходящий сверху слева, плавно переходящий в тень справа, драматическая и живописная атмосфера, низкий ключ освещения, реалистичная фотографическая визуализация.В заключении разберем типы источников света.

Это важно, потому что именно тип источника света помогает ИИ точнее интерпретировать сцену и формировать реалистичное освещение. Если уточнять откуда и какой именно источник используется, результат генерации становится ближе к фотографии.
Естественный свет — это свет от солнца или дневного неба. Он создаёт естественную цветовую температуру и мягкие или жёсткие тени в зависимости от погоды.
Используется, если вы хотите добиться реалистичного и живого ощущения — особенно в уличных или интерьерных сценах. Примеры: sunlight, daylight, overcast light.
Искусственный свет — это студийные или технические источники света. Они дают полный контроль над направлением, яркостью и мягкостью света.
Идеальны для постановочных сцен, предметной и портретной съёмки. Примеры: softbox, spotlight, lamp, LED panel.
Отражённый свет — это свет, отражённый от поверхности — например, стены, пола или отражателя. Он делает освещение мягче и равномернее, заполняя тени.
Отлично подходит для создания лёгкого, естественного эффекта и объёма. Примеры: bounce light, reflector, white wall reflection.
Рассеянный свет — это свет, прошедший через рассеивающую среду — облака, ткань, дым или фильтр. Он создаёт мягкие переходы и убирает резкие границы теней.
Используется для нежной, атмосферной и кинематографичной подачи.